» » » Базилика Санта-Кроче во Флоренции

Базилика Санта-Кроче во Флоренции

Наша цель – мимо Палаццо Веккьо, по очень узкой Бор-го Гречи - кратчайшим путем (ибо в пять закрывают), к францисканской церкви Санта-Кроче. Особенно «успевающие» могут по пути метнуться в сторону и проникнуть в знаменитое своей историей, да и замечательной архитектурой (особенно хорош внутренний дворик с каменной лестницей и напоминающая Палаццо Веккьо башня) Палаццо Барджелло, сооруженное в 1255 г. для «капитано дель пополо» (капитан народа).

Базилика Санта-Кроче во Флоренции

Впоследствии здесь находился подеста, а затем с 1574 г. Палаццо превращено было в резиденцию главного средневекового полицмейстера - «барджелло» и одновременно тюрьму. Именно здесь происходили все этапы средневекового правосудия, включая последний, посмотреть на который приходило, как правило, множество народа: момент перехода в «мир иной» население интересовал, а показывали его отнюдь не так часто, как по современному телевидению. Зато натурально, без всяких там каскадеров и дублеров.

Базилика Санта-Кроче во Флоренции

Со слезами, криком и очень активными подергиваниями в начале процесса казни. Правда, недолго. Если преступник сбегал, что не часто, но случалось, на крюк в стене вешали для всенародного обозрения его чучело, чтобы последнее слово все-таки осталось за правосудием. Сейчас насладиться красочным зрелищем казни не удастся (уж больно правозащитники нынче свирепствуют), но зато можно посмотреть великолепный музей скульптур самого высокого, даже по флорентийским меркам, уровня: Микеланджело, Челлини, Джамболоньи, Донателло, Верроккьо, Гиберти, а также Фьезоле, Роббиа, Поллайоло. Даже венецианский Сансовино. В общем, Олимп.

Внутри церкви Санта-Кроче во Флоренции

Однако и очередь будет не меньше, чем в Уффици. А истинные ценители искусства в первое же мгновение узнают свой «флорентийский дворик» «пушкинского музея», где в их родной Москве еще с дореволюционных времен так уютно прижились и великан Давид, и конный Верроккьо, и прочие знаменитые итальянцы. Правда, из гипса. Теперь наконец вы видите оригиналы. Момент дорогого стоит. А более полного собрания скульптур Донателло, пожалуй, больше нигде в мире и нет. Однако очереди чуть меньше, чем в Уффици.

Самая большая площадь Флоренции

Перед Санта-Кроче находится самая большая площадь Флоренции: итальянцы на ней даже в футбол раз в год играют (традиция насчитывает несколько сот лет и была восстановлена при Муссолини). А чтобы обувь и коленки не портить, засыпают всю площадь толстым слоем песка, потом, конечно, убирают неделю. Зато все при деле.

Палаццо Антеллези

По бокам - старинные здания, почти все XIV в., на одном сохранились прекрасно видные фрески (1620). Это Палаццо Антеллези, фрески на котором выполняла целая команда художников (точнее - чертова дюжина). А для того чтобы потом никто не переругался из-за авторства, список живописцев написали прямо на стене и доверили держать Ангелу. Что он и делает почти 400 лет.

Палаццо Антеллези

Но главное, конечно, сама церковь, спроектированная в свое время еще Арнольфо ди Камбио (1294) в типичном стиле церквей ордена святого Франциска с обязательным для францисканцев перекрытием стропильного типа. Не сказать, что очень красиво, зато запоминается и абсолютно конструктивно.

Фасад Санта-Кроче

Прекрасный сверкающий белизной фасад (правда, он почти современный, XIX в. - Н. Матаса) с удивляющей многих огромной голубой шестиконечной звездой наверху треугольного тимпана, над готической Розой, сразу притягивающей к себе взгляд (никакого отношения к «Звезде Давида» она не имеет, а являет собой древнейший философский символ, пришедший еще из Индии и часто используемый помимо иудаики не только в христианстве, но и в мусульманских храмах. В России подобными звездами иногда покрывают голубые луковичные главки православных церквей). Санта-Кроче «держит» всю композицию огромной площади, не подавляя, а словно вырастая из нее.

Фасад Санта-Кроче

Существует предание, что камень в основание первой построенной здесь часовни заложил сам святой Франциск (в одном из залов хранится его полуистлевшая ряса и подвязная веревка), а через 30 лет после этого, когда святого уже не было в живых монахи заказали ди Камбио проект большой церкви. Сейчас проверить качество образования трудно, ибо в XIX в. и монастырь, и школу прикрыли.

Могилы знаменитостей

Ярко выраженная готическая Санта-Кроче - главный пантеон Флоренции. Здесь окончился земной путь многих знаменитостей. Рядом с могилой Микеланджело - огромная композиция из его любимого мрамора со скорбящими музами и реалистичным бюстом маэстро, который Флоренция «отвоевала» у Рима уже после его смерти. Для Микеланджело сам Вазари постарался - его первый биограф и искусствовед. Рядом с ним - кенотаф Данте (скульптор Риччи 1829), поодаль - памятник Никколо Макиавелли - сидящая на мраморном гробу муза держит в руках портрет учителя государей.

Могила Микеланджело в Санта-Кроче

И, наконец, Галилео Галилей, который даже после смерти продолжает смотреть в небо. А можно прочитать еще и фамилию Энрико Ферми (создавшего в секретных лабораториях Лос-Аламоса первую атомную бомбу), а можно Маркони. Памятник драматургу Альфьери ваял великий Канова (здесь произошла метаморфоза: исполнитель гораздо более знаменит, чем заказчик. Лицезреть приходят скульптуру). В конце правого нефа смотрит на вас из ниши великий маэстро - Джоакино Россини. В левом нефе, в полу, надгробная плита автора Врат рая - Лоренцо Гиберти.

Могила Галилея в Санта-Кроче

Семейство Пацци (еще до своего печально известного покушения на Медичи), например, заказало вообще отдельную капеллу в монастырском дворике. И не кому-нибудь, а Брунеллески (1429). Нечто похожее на Старую Ризницу в Сан-Лоренцо: так же элегантно и аристократично. Игра объемов и разных геометрических форм. Художнику страшно хотелось умудриться сочетать в пространственных формах куб со сферой, что и получилось, причем блестяще. Классический коринфский ордер. На потолке - круглые и, как всегда, сине-белые вставки фигур апостолов в исполнении делла Роббиа. Все очень просто, почти скромно. Классический портик из шести колонн с аркой. Гармонично, гениально. Брунеллески!

Капелла семейства Пацци в монастырском дворике

Из капеллы Пацци вернемся в огромный центральный неф. В капелле, справа от алтаря, Джотто отобразил главную тему своей жизни и, пожалуй, этой церкви (церковь-то все-таки францисканская) - житие святого Франциска. А где житие, там и смерть. Которая и не смерть вовсе, а только другая форма нашей жизни. И, может быть, даже лучшая. Кто знает. Об этом и фрески.

Категория: Европа / Италия Посмотрели - 2 641
Adventures Club рекомендует: