Фрески Помпеи

Самое ценное, что привлекает пройти неблизкий путь к вилле Мистерий (ибо находится она уже за воротами Помпеев), то, что там пусто. Никого. Дальность пути и жара отвращают большинство. Да и гиды помпейские не любят туда народ водить: им ведь это все давно навязло в зубах и надоело.

Фрески Помпеи

Поэтому можно в полном одиночестве насладиться искусством древних. И можно молчать. И смотреть. И молиться на это чудо, стоя в продуваемом легким морским бризом старинном доме, в который словно теплые щупальца проникают лучи полуденного средиземноморского солнца. Такова вилла Мистерий. Спасибо, что она есть. Спасибо хозяевам, что построили ее вдалеке.

Фрески Помпеи

Прекрасные фрески можно увидеть и в доме Веттиев, с сюжетами, изображающими Агамемнона, Ореста и Пилата, Аполлона, Психею, триумф Вакха и целую серию настенных фризов с амурами, занимающимися самыми различными делами: плетением венков, швырянием камней, состязанием на колесницах, а также амуров-ювелиров, суконщиков и сборщиков винограда.

В общем - «их быт, их нравы». Вообще гостиная в доме Веттиев практически расписана вся: там и «младенец Геракл, удушающий змей», и «Дедал и жена Миноса - Пасифая», и превосходные архитектурные виды, и даже морское сражение - «наумаха». На одной из помпейских фресок виден Везувий с полностью завершенной конической вершиной, без кратера, появившегося в результате злополучного извержения. Бесценный исторический материал.

Фрески Помпеи

В так называемом доме Лукреции (все названия домов в Помпеях условные, данные археологами или искусствоведами в наше время, в зависимости от того, что там находили, или в результате опознания имени владельцев) прекрасно сохранившиеся фрески - «Бракосочетание Венеры и Марса», «Триумф Вакха».

В «Доме столетия» - удивительная по реалистичности передачи эротическая сцена. При этом - тонко, не пошло, можно сказать, красиво. В доме Аполлона - сцена «Аполлон и Марций».

В Национальном музее Неаполя хранится множество помпейских фресок, в том числе прекрасный реалистичный портрет Паквия Прокула и его жены, найденный в его доме. Хозяин был одним из влиятельных политиков города и позволил себе заказать семейный портрет - по сути дела, один из первых дошедших до нас светских портретов реальных людей, а не богов и героев. При этом удивительно по-современному написаны глаза, смотрящие прямо в душу вероятного собеседника. Это ли не чудо: реальный портрет реального человека, написанный 2000 лет назад, смотрит на нас из небытия.

Фрески Помпеи

К счастью, «Последний день Помпеи» изобразил не только Карл Брюллов, писавший свою картину в разгар шедшей по Европе молвы об италийском чуде. Сохранились бесценные документы очевидцев: Плиний Младший в своих письмах Корнелию Тациту рассказывал со всеми подробностями о «страшной катастрофе», постигшей жителей Привезувья. Описал, как погиб его дядя - знаменитый историк и ученый Рима - Плиний Старший, попытавшийся, выйдя на кораблях из порта Мизены, поскольку по совместительству работал в империи адмиралом, подойти к Помпеям, чтобы помочь жителям. Тщетно, в море творился такой же ад, как на Земле. Все погибли. Трагедия.

Категория: Европа / Италия Посмотрели - 4 063
Adventures Club рекомендует: