» » » Гениальный Пантеон в Риме

Гениальный Пантеон в Риме

От колонны Марка Аврелия уже рукой подать до еще одного римского чуда всех веков и народов - Пантеона, построенного в 27 г. до н.э. лучшим другом, соратником и, наконец, зятем Августа Октавиана - консулом Марком Агриппой, сыном Луция. Так гласит надпись над входом, оставленная Адрианом, переделавшим здание в 118-125 гг., после большого пожара Рима в 80 г. и первого пожара, еще в эпоху Траяна.

Гениальный Пантеон в Риме

Воздвигалось здание в честь рода Юлиев и посвящено было первоначально двум богам-покровителям императора Августа: Марсу и Венере, а в боковых нишах перед входом, позади монолитных колонн портика, стояли первоначально статуи самого Августа и его зятя Агриппы. К чести Адриана, при переделке он их сохранил.

Классический греческий портик из восьми колонн предваряет вход в Пантеон всех богов, тимпан которого до папы Барберини был украшен прекрасным гигантским бронзовым орлом с короной и потолочными барельефами. По приказу папы вся бронза «языческого» Пантеона была снята в 1625 г., и Лоренцо Бернини перелил ее на знаменитый киворий в соборе Святого Петра. Гениальная античность дала жизнь гениальному искусству барокко, но сама погибла. Этого папе Урбану VIII римляне долго не могли простить. На статуе Пасквино одно за другим появлялись злые стихи.

Гениальный Пантеон в Риме

Необходимо дополнить, что первоначально Пантеон, построенный Агриппой, представлял собой типичную греческую базилику, и лишь после реконструкции Адриана был воздвигнут круглый барабан (известный всем архитекторам в мире размер 43,3 м) и знаменитый купол-сфера, касающийся нижней своей точкой центра пола. Потрясающая своей гармонией геометрия древних. Фасад при этом был развернут Адрианом в противоположную сторону, однако фигуры Августа и Агриппы сохранены.

Гениальный Пантеон в Риме

Вполне возможно, что Пантеон постигла бы печальная участь Колизея, если бы не император Фока, который в 609 г. торжественно передал его папе Бонифацию, а тот быстренько трансформировал языческий храм в христианскую церковь Девы Марии. Тем и спас.

Когда стоишь перед Пантеоном, то ощущения его величия нет. Вот нет, и все. (Как перед миланским «Ла Скала».) Некоторые его даже не узнают, ибо представляли такое. Та-а-кое! Для этого необходимо войти внутрь. Пантеон - это, как говорили древние, «вещь в себе» и открывается лишь изнутри. Только там видно, что это памятник математике, гениальному соотношению пропорций и гениальному дару строителей, создавших 2000 лет назад купол, который в течение последующих 1500 лет потомки не могли не только превзойти, но даже повторить. Это ли не гимн античным художникам и античным мастерам! Именно это ощущение легло в основу Ренессанса, Возрождения. Восхищались, удивлялись и. возрождали.

Гениальный Пантеон в Риме

Только в 1436 г. Филиппо Брунеллески впервые воспроизвел во Флоренции купол несколько меньших размеров, перекрыв Санта-Мария дель Фьоре, почти 100 лет простоявшую без купола. Никто не мог. И, наконец, в середине XVI в. гений Микеланджело замахнулся на повторение этого чуда над крышей собора Святого Петра. Но из уважения к античности сделал его на сто сорок сантиметров меньше. Чтоб не превзойти древних!

Гениальность же древних заключалась не только в размерах единственного в мире неармированного монолитного бетонного сооружения (да, да, римляне знали бетон!), но в том, что если полусферу купола мысленно продлить вниз, превратив ее тем самым в шар, то он, как мы уже говорили, в самом центре храма своим нижним «полюсом» коснется пола. Гениальное соотношение размеров, просто эталон гармонии.

Гениальный Пантеон в Риме

Второе замечательное открытие античных архитекторов - огромная «дыра» наверху (диаметром 9 м), которой заканчивается купол и которая как бы сообщает его со всем миром, с небом, с самими богами. Днем и ночью храм открыт, он продолжается в небо, во вселенную, в космос. И 2000 лет сквозь нее идет внутрь Пантеона и дождь, и снег, и свет (ибо освещен огромный зал только через это одно, удивительное, нигде больше не повторяющееся «окно»). И ничего, стоит храм, высыхает вода на полу, но никогда не прекращается живая связь с небом, со всей вселенной, с ноосферой, которую спустя целых 2000 лет открыл академик Вернадский. А древние предчувствовали. Гениально.

На «дыру» эту с благоговением смотрел снизу в 800 г. Карл Великий. А его тезка и двойник, покоривший через 700 лет Рим мечом, - Карл V, старавшийся во всем походить на великого предшественника, не поленившись залезть на крышу, даже заглянул внутрь храма сверху, так как никак не мог понять: зачем? Но, заглянувши в «окулюс», вероятно, понял, потому как сказал, что здесь «некая Божья искра чуется и тайна нерукотворная». Спустился, сел на коня и ускакал прямиком в Германию. Додумывать и с лютеровской Реформацией бороться.

Гениальный Пантеон в Риме

Сегодня внутри Пантеона находятся могилы королей Италии. Хотя всего 100 лет правления Савойской династии, по мнению некоторых, не дают им на это права - молоды больно. Вот великий маэстро из Урбино - Рафаэль де Санти - это другое дело: для гениев иной счет, тем более, что рядом - умершая тремя годами ранее невеста Мария Бибиенская, на которой он так и не женился (дочь булочника - Фарнерина мешала.), еще левее - архитектор Балтазар Перуцци и ученик маэстро - дель Вага. Эдакая «богемная» тусовка. Остальное - мрамор, мозаичный баптистерий, ниши от бывших языческих богов и воздух Италии. Пантеон, как никакой другой храм, состоит из. воздуха. Этого великого помощника архитекторов!

Категория: Европа / Италия Посмотрели - 836
Adventures Club рекомендует: